Долгие годы я преподавал визуальное моделирование программистам. И мне стало интересно попробовать свои силы с непрограммистами. Мои друзья из Межвузовского центра компетенций по архитектуре предприятий предоставили мне такую возможность. Тем более, область Enterprise Architecture, занимающаяся разработкой структуры и деятельности компании (по сути, моделированием) с целью их улучшения и оптимизации, активно применяет визуальное моделирование. И едва ли не более активно, чем программной инженерии, хотя именно в лоне последней визуальное моделирование зародилось и достигло зрелости. При этом мне было понятно, что непрограммисты имеют иные навыки работы с абстракциями (у программистов эти навыки более развиты в силу математического образования и специфики их работы). В общем, в итоге я подготовил небольшой курс - 4 лекции по 3 часа - для студентов, имеющих знания и практические навыки в области Enterprise Architecture.
Интересная форма обучения, которая родилась на этих занятиях - это выполнение упражнений и разбор домашних заданий всем вместе, в классе. И использование для этого до одной трети всего учебного времени. Когда в аудитории немного студентов (4-7 человек), то возможно создать такую тёплую, дружественную атмосферу, в которой подобные групповые действия оказываются очень продуктивными и приносят удовлетворение как студентам, так и преподавателю (в данном случае - мне). При этом объем домашних заданий в этом курсе оказался существенно меньше, чем на моих обычных курсах для программистов, поэтому мы "добирали" заданиями в классе.
Ещё один момент мне показался важным - меньше теории и рассуждений на нетривиальные темы. Это интересно мне - и больше никому (я немного заостряю, это не совсем так, но все же). А больше объяснений простых тем (простых для меня, как для человека, который этим занимается 20 лет). Это особенно касается общеизвестных тем, таких как бизнес-процессы, архитектура предприятия и пр. Оказывается, что в этой простоте и общеизвестности очень много смутного и непонятного для студентов.
Ну и, наконец, важным является краткость и компактность учебного материала - то есть когда удаётся за 1-2 лекции обозрить и структурировать большие объёмы информации, которые являются субъективно большими для студентов. Например, тема бизнес-процессов и BPMN - она огромна, чего стоит хотя бы сам BPMN. И студенты с этой темой многократно сталкивались, и ясности по этому вопросу у них нет.