Искусство создавать визуальные решения

Долгие годы я преподавал визуальное моделирование программистам. И мне стало интересно попробовать свои силы с непрограммистами. Мои друзья из Межвузовского центра компетенций по архитектуре предприятий предоставили мне такую возможность. Тем более, область Enterprise Architecture, занимающаяся разработкой структуры и деятельности компании (по сути, моделированием) с целью их улучшения и оптимизации, активно применяет визуальное моделирование. И едва ли не более активно, чем программной инженерии, хотя именно в лоне последней визуальное моделирование зародилось и достигло зрелости. При этом мне было понятно, что непрограммисты имеют иные навыки работы с абстракциями (у программистов эти навыки более развиты в силу математического образования и специфики их работы). В общем, в итоге я подготовил небольшой курс - 4 лекции по 3 часа - для студентов, имеющих знания и практические навыки в области Enterprise Architecture.

Интересная форма обучения, которая родилась на этих занятиях - это выполнение упражнений и разбор домашних заданий всем вместе, в классе. И использование для этого до одной трети всего учебного времени. Когда в аудитории немного студентов (4-7 человек), то возможно создать такую тёплую, дружественную атмосферу, в которой подобные групповые действия оказываются очень продуктивными и приносят удовлетворение как студентам, так и преподавателю (в данном случае - мне). При этом объем домашних заданий в этом курсе оказался существенно меньше, чем на моих обычных курсах для программистов, поэтому мы "добирали" заданиями в классе.

Ещё один момент мне показался важным - меньше теории и рассуждений на нетривиальные темы. Это интересно мне - и больше никому (я немного заостряю, это не совсем так, но все же). А больше объяснений простых тем (простых для меня, как для человека, который этим занимается 20 лет). Это особенно касается общеизвестных тем, таких как бизнес-процессы, архитектура предприятия и пр. Оказывается, что в этой простоте и общеизвестности очень много смутного и непонятного для студентов.

Ну и, наконец, важным является краткость и компактность учебного материала - то есть когда удаётся за 1-2 лекции обозрить и структурировать большие объёмы информации, которые являются субъективно большими для студентов. Например, тема бизнес-процессов и BPMN - она огромна, чего стоит хотя бы сам BPMN. И студенты с этой темой многократно сталкивались, и ясности по этому вопросу у них нет.

Вот темы, которые обсуждались на лекциях

  • Управление архитектурой предприятий и визуальное моделирование
  • Концепция множественности точек зрения
  • IDEF0/SADT
  • Основы семиотики: cинтаксис, семантика и прагматика знаковых систем; предметная область, модель, метамодель; графовая метафора визуализации
  • Иерархии "is a" и "a part of". Проблемы классификации
  • Обзор UML
  • Диаграммы классов UML: понятие класса и экземпляра, ассоциации (имена ролей, множественность), агрегирование (сильное слабое множественное)
  • Варианты использования UML
  • Реинжиниринг бизнеса, бизнес-процессы, исполняемые бизнес-процессы
  • BPMN: виды диаграмм, простейшие средства задания процессов, pools, оркестровка и хореография, средства задания хореографии
  • Литература по курсу

  • Д. В. Кудрявцев, М. Ю. Арзуманян, Л. Ю. Григорьев. Технологии бизнес-инжиниринга. Изд-во СПбГПУ, СПб. 2014. 427 с.
  • Г.Буч, А.Якобсон, Дж. Рамбо. Язык UML. Руководство пользователя. ДМК Пресс, 2007. 496 с.
  • М. Фаулер. UML. Основы. Краткое руководство по стандартному языку объектного моделирования. 3-е издание. Символ-Плюс. 2011. 192 с.
  • Г. Буч и др. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений. 3-е изд. Изд-во "Вильямс", 2008. 721 с.
  • Д.В.Кознов. Основы визуального моделирования. М: Интер- нет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. 248 с.
  • М.Хаммер, Д.Чампли. Реинжиниринг корпораций. // Пер. с англ. - СПб. Изд-во СПб ун-та, 1999. 328 с.
  • Business Process Modeling Notation. Version 2.0. OMG. 2011. http://www.omg.org/