Коммерциализация научных разработок
Автоматическая балансировка неуравновешенных роторов
Данное исследование ведет Владимир Григорьевич Быков кандидат физ.-мат.наук, доцент кафедры теоретической и прикладной механики математико-механического факультета СПбГУ
Основной причиной нежелательной вибрации машин с вращающимися элементами является наличие дисбаланса, который возникает, когда главная ось инерции ротора не совпадает с осью вращения. В случае твердого ротора обычная процедура балансировки состоит в добавлении или удалении корректирующих масс в двух плоскостях так, чтобы главная ось инерции была перенаправлена. Однако единовременная балансировка, достаточная для ротора с фиксированным дисбалансом, не может устранить неуравновешенность ротора с переменным дисбалансом, зависящим от угловой скорости. Единственной возможностью устранения дисбаланса в этом случае является использование автобалансирующих устройств (АБУ) различного типа. В настоящее время все более широкое применение в промышленной, транспортной, бытовой и прецизионной технике находят шаровые АБУ, предназначенные для полной балансировки высокооборотных роторов с переменным дисбалансом. Несмотря на то, что первый патент на шаровое АБУ появился более 120 лет назад, а первая теоретическая работа опубликована более 80 лет назад, интерес к этой тематике не ослабевает и сегодня. Об этом свидетельствуют как многочисленные статьи и патенты, так и появившиеся за последние несколько лет фирменные технологии по применению АБУ в различных отраслях машиностроения, компьютерной и бытовой технике (Рис.1).
Технология Autobalancer для ручных шлифовальных машин DVD плейер – LG Electronics
Технология Liquid balance для стиральных машин – Samsung |
Технология autobalance для автомобильных колес - Magnum |
Рис.1
Шаровое АБУ представляет собой круговую обойму, в которой могут свободно двигаться металлические шары одинаковой массы. АБУ крепится на одной оси с ротором и служит для полного устранения дисбаланса на угловых скоростях, превышающих первую критическую скорость.
Основные направления исследований:
1. Динамики и устойчивость статически и динамически неуравновешенных роторов, оснащенных шаровыми автобалансирующими устройствами.
2. Влияние анизотропии опор и анизотропных характеристик ротора на процессы автобалансировки.
3. Влияние распределенной массы ротора.
4. Влияние количества и массы балансировочных шаров.
5. Влияние эксцентриситета между осями АБУ и ротора.
Роторные машины применяются в газотурбинных двигателях самолетов и кораблей, в турбинах и генераторах электрических станций, в центрифугах, компрессорах и других приборах и машинах. При больших угловых скоростях неуравновешенность ротора может нарушить нормальную работу роторной машины и даже привести к аварии.
Интересные результаты получены при изучении устойчивости цилиндрической и конической прецессий ротора, названных в соответствии с тем, какую поверхность описывает ось ротора при его вращении. Установлено, что потеря устойчивости может иметь жесткий, так и мягкий характер. В первом случае наблюдается классическое явление "срыва" амплитуды, но вид прецессии сохраняется. Во втором случае прецессия становится гиперболоидальной. Установлена граница возникновения автоколебаний. С помощью численного моделирования показано, что имеет место суперкритическая бифуркация Хопфа. При возрастании угловой скорости вращения ротора автоколебания принимают характер цилиндрической прецессии с возрастающей амплитудой. В ходе численного эксперимента обнаружены диапазоны угловых скоростей, где кроме предельных циклов существуют странные аттракторы. Исследовано влияние радиального люфта в подшипниках на конические и цилиндрические прецессии неуравновешенного ротора. Найдены значения угловой скорости ротора, соответствующие переходу от движения с контактом с опорой к движению без контакта. Показано, что явление самоцентрирования ротора имеет место и при наличии зазора. Проведено исследование устойчивости. Установлено, что достаточно большое внутреннее трение может разрушать асимптотическую устойчивость режимов самоцентрирования.
Получены уравнения движения и параметры режима самоцентрирования для гибкого ротора, закрепленного в линейных или нелинейных упругих опорах. В случае линейных опор обнаружено значительное, по сравнению с жесткими опорами, снижение критических частот. Для гибкого ротора, укрепленного в нелинейных опорах и вращающегося в среде без сопротивления, получены аналитические выражения для амплитудно- и фазово-частотной характеристик гиперболоидальной прецессии и определены участки неустойчивых режимов.